Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Русском центре ПГУ имени Т. Г. Шевченко прошёл круглый стол по проекту «Чистое слово». В ходе его работы студенты отметили, что языковой вкус современников во многом формируется под влиянием СМИ и интернета, В итоге речь многих молодых людей примитивна и однообразна. С другой стороны, возрастает значимость уровня общей культуры личности, речевой, в частности.
Проведенные в университете конкурс «Мат - не наш формат», конкурс чтецов «Вечной памяти огонь» и другие убедительно показали, что молодёжь задумывается о состоянии русского языка, о недопустимости употребления нецензурной лексики и считает, что необходимо говорить грамотно.