Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках комплексного мероприятия Российского культурного центра в Тель-Авиве, посвящённого российской науке и 50-летию первого выхода человека в открытый космос, 19 марта в тель-авивской школе «Шевах-Мофет» состоялся выездной тематический урок для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу.
Сотрудник Российского культурного центра, преподаватель-русист, д-р языкознания Татьяна Яцюк рассказала о достижениях российской науки и подвиге советского космонавта Алексея Леонова, впервые совершившего выход в открытое космическое пространство 18 марта 1965 года.
В ходе урока состоялась беседа о теме науки в русской литературе, в частности в творчестве Михаила Булгакова. Учащиеся узнали о значении и происхождении научных терминов, встречающихся в повести «Собачье сердце», о русских учёных – предполагаемых прототипах её главного героя. В беседе по содержанию книги были затронуты этические вопросы науки и проблема моральной ответственности учёного.
Занятие сопровождалось фрагментами учебного фильма о жизни и творчестве М. А. Булгакова и художественного фильма «Собачье сердце» режиссёра Владимира Бортко. В уроке приняли участие преподаватели русского языка и литературы школы «Шевах-Мофет».