Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Празднование древнего славянского праздника Масленицы начинается 24 февраля, сообщает ИТАР-ТАСС. По окончании Масленичной недели православные вступают в Великий пост.
Масленая, или Сырная неделя — пожалуй, единственный из древних праздников, который до наших дней сохранил свои архаичные черты. Главный обряд Масленицы — пышное, обильное застолье с блинами. Причём оно носило обязательный характер. Наши предки верили, что если не отметить Масленицу как следует, то можно навлечь на себя неприятности — отдалить приход весны, испортить «прогноз» на урожай, заслужить осуждение со стороны родственников и земляков.
До ХХ века Масленица отмечалась как народный праздник с понедельника по среду, а с четверга по воскресенье — как праздник гражданский. В советский период Масленицу власти не запрещали, и даже напротив — нередко устраивались праздники проводов зимы, в которых присутствовали и блины, и катания с гор, и другие черты старинного языческого обряда. В современной России, как и в других странах, масленичные традиции по-прежнему живы.
Считается, что русская Масленица ведёт своё начало из языческого праздника, совершавшегося в честь Велеса — бога плодородия, покровителя домашнего скота и богатства.
Для описания праздника Масленицы используется преимущественно «пищевая» терминология. Её названия — Объедуха, Блинница, Блиноедка, Сырная неделя, Прожорная неделя — напоминают о том, что главный ритуал данного магического периода — это обильное столование.
Эпитеты, которыми награждали Масленицу в народе, — честная Масленица, широкая Масленица и другие — напоминают о том, что веселиться на этой неделе не менее важно, чем обильно поесть, причём важно было, чтобы в этот процесс была вовлечена вся община.
Среди других традиций — сжигание чучела Масленицы. Его делали из соломы, наряжали в старые тряпки, которые брали с каждого двора, и затем сжигали на возвышенном месте.
«В Масленицу проявлялись и становились видными все родственные связи — обычай гостевания предусматривал посещение на этой неделе всех родственников: как кровных, так и свойственников», — рассказывают учёные.
Особое внимание на Масленицу уделялось молодым парам, поженившимся за последний год, — их чествовали всей деревней. Во многих деревнях в масленичные дни чествовали повитух и навещали крестников. Масленица на Руси была также временем смотрин.
Важнейший магический подтекст несут в себе масленичные кулачные бои. По мнению этнографов, «это мотив противоборства старого и нового, жизни и смерти, добра и зла, и это характерно не только для русской культуры».
Популярной забавой было взятие снежного городка, который штурмовали всадники, а защитники вооружались мётлами и помельями. Эта сцена запечатлена на известной картине Василия Сурикова.
Более мирным, но также имевшим свои магические мотивы забавой было катание с гор. С этим связана в первую очередь идея будущего плодородия. Например, в северных областях России женщины катались с гор на донцах своих прялок, чтобы лён нового урожая был долгим.
Обрядом, вызывавшим хороший урожай, было и катание на лошадях.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»