Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учителям русского языка в Праге рассказали о Масленице и Олимпиаде
24.02.2014
Практический семинар для преподавателей русского языка прошёл в Праге, сообщает сайт представительства Россотрудничества в Чехии.
В мероприятии приняли участие более 80 преподавателей русского языка и литературы из всех регионов Чехии. Они представляли 5 высших учебных заведений и более 30 школ.
Центральным событием семинара стала презентация возможностей и работы Центра коллективного доступа к российским образовательным услугам, действующего на курсах русского языка при РЦНК. Главными темами семинара были Масленица и Олимпиада в Сочи.
Для слушателей организовали открытый урок и медиапрезентацию русского фольклора, культуры и традиций. Им продемонстрировали возможности учебно-методического кабинета, в который вошли Центр коллективного доступа, специализированная библиотека и фонд мультимедийных материалов.
В рамках семинара прошёл круглый стол для учителей русского языка из числа соотечественников, который провели руководители Международного культурного института «Ключ» Анна Евсина и Ольга Черных. Также педагоги обсудили подготовку концепции «Русская школа за рубежом».
В рамках семинара состоялось заседание Всечешской ассоциации русистов, посвящённое подготовке очередного республиканского конкурса учащихся чешских школ «АРС Поэтика» и единого Дня русского языка, которые состоятся в РЦНК в Праге в июне.
Семинар «Масленица» вызвал большой интерес и получил высокую оценку со стороны всех его участников. Было высказано единодушное мнение о необходимости его проведения на регулярной основе. Все участники получили от РЦНК материалы семинара на электронных носителях, посвящённые Масленице и Олимпиаде в Сочи-2014, которые можно использовать в педагогической практике.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»