Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Церемония закрытия Года России – Франции состоялась вечером 7 декабря в Большом театре, сообщает ИТАР-ТАСС. Год завершился грандиозным гала-концертом звёзд балета двух стран – московского ГАБТа и парижской Гранд-опера.
Планировалось, что церемония состоится в присутствии глав правительств России и Франции, но обрушившийся на Париж небывалый снегопад внёс свои коррективы. Из-за задержки авиарейса премьер-министр Франции Франсуа Фийон вылетел в Москву с четырёхчасовым опозданием и не смог присутствовать на торжественном вечере в Большом театре. Его коллеги Владимира Путина здесь тоже не было. На сцену ГАБТа вышел заместитель председателя правительства Российской Федерации Александр Жуков.
«Прошедший перекрёстный Год России – Франции постоянно награждался эпитетами: уникальный, грандиозный, беспрецедентный, – констатировал Александр Жуков. – И такая оценка абсолютно уместна. Насыщенная программа помогла вывести отношения между нашими странами на высочайший уровень». «Обмен национальными годами заложил основу для будущих совместных проектов, – пояснил он. – Некоторые уже реализуются».
По словам вице-премьера, решено создать российско-французскую киноакадемию, которая будет поддерживать совместные постановки. Импульс получит и сотрудничество в области современного перевода. Его базой избран Международный колледж литературных переводчиков в Арле – городе на юге Франции. «В 2012 году планируется провести Сезон русского языка и литературы во Франции и Сезон французского языка и литературы в России», – добавил Александр Жуков. «Так что завершение Года России – Франции носит чисто символический характер, потому что сотрудничество наших стран получит достойное продолжение», – заключил он.
«Год России – Франции показал, насколько наши страны стремятся лучше узнать друг друга», – эмоционально начал свою речь посол Франции в России Жан де Глиниасти. Углубившись в историю, он напомнил о диалоге, который вели ещё Вольтер и Дидро с Екатериной Второй. В речи посла были отмечены знаменитые дягилевских Русских сезонов и заслуги лётчиков легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман», и первая выставка работ великого Пабло Пикассо, открывшаяся в Москве в далёком 1956 году.
«В 2010 году экспозиция произведений того же самого Пикассо вновь побывала в России и имела фантастический успех», – обозначил французский дипломат одно из знаковых событий Года России – Франции. «Нынешний год подтвердил, что наши контакты неразрывны и будут впредь только укрепляться и развиваться», – заверил посол под аплодисменты зрительного зала.
После торжественных речей на сцену вышли звёзды французского и и российского балета. Художественные руководители балетных трупп Гранд-опера и ГАБТа Брижит Лефевр и Юрий Бурлака, выступившие режиссёрами программы, постарались максимально объединить российских и французских артистов, а в отдельных номерах даже сделали их партнёрами.