Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
16 сентября «Школа радости» центра детского творчества (ЦДК) с. Чехов Холмского района в 18-й раз распахнула свои двери для дошколят, не посещающих детский сад. За последние 5 лет она приняла рекордное количество будущих первоклассников.
Как рассказала директор ЦДК с Чехов Галина Тятюшкина, в современной системе образования будущим первоклассникам предъявляются высокие требования. Создание творческого объединения «Школа радости» на базе центра для детей, не посещающих дошкольные учреждения, дало возможность устранить разноуровневую подготовку к школе и осуществить преемственность между дошкольным и начальным образованием. С этой целью была разработана комплексная программа, состоящая из 2 подпрограмм: «Мир грамотеев» и «Веселые нотки». В доступной игровой форме детишки изучают азы русского языка, математики, получают навыки чтения. Особая роль в воспитании и развитии гармоничной личности отводится урокам ритмики и музыки. Полный курс подготовки к поступлению в первый класс дошколята проходят за 8 месяцев.
Как отметила Г. Тятюшкина, у истоков создания «Школы радости» стоят педагог высшей категории Татьяна Юхко и почетный работник общего образования Наталья Сурина. К слову, на последней августовской конференции холмских педагогов стало известно, что Т. Юхко одержала победу в районном конкурсе «Лидер муниципальной системы образования» в номинации «Педагог-методист».
За 17 лет существования «Школы радости» педагоги выпустили более 340 будущих первоклассников. Примечательно, что за последние 5 лет число дошколят, включенных в список учащихся «Школы радости», достигло рекордной планки – 28 человек. К примеру, в прошлом году на занятия записались 15 малышей.