Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
23 марта скончался литературовед и культуролог, доктор филологических наук, член Союза писателей, ведущий научный сотрудник Института слaвяноведения РАН Георгий Дмитриевич Гачев (1929 - 2008). Он был одной из ярких фигур отечественной гуманитарной сферы. Его книги вызывали восторги, раздражение или насмешки, но не оставляли равнодушными.
Гачев обратил на себя внимание книгой "Ускоренное развитие литературы" (1964), где показал, как культура, по каким-либо причинам поздно влившаяся в общеевропейскую традицию, в "свернутом" виде усваивает уроки этой традиции, сохраняя последовательность основных ее этапов.
Уже тогда же Гачев увлекся той идеей, которая впоследствии определила весь его творческий путь: идеей национальных образов мира. Всякую национальную целостность Гачев понимал, говоря его собственным языком, как "Космо-Психо-Логос". Эта целостность охватывает единство местной "природины", характера народа (опрееляющего язык, привычки, базовые эстетические интуиции и проч.) и склада мышления (определяющего особенности национальной литературы, искусства, философского мышления и даже естественных наук). Стремясь описать эту целостность, Гачев изобрел (вернее, занял у античных философов и переосмыслил) "метаязык четырех стихий" ("земля", "вода", "воздух", "огонь"). На этом языке он и описывал национальные образы мира, свойственные разным народам (русским, болгарам, киргизам, французам и проч.). Дальше его мысль шла к осмыслению собственной жизни (на розановский лад).