Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В этом году Русский центр при Педагогическом университете г. Хошимина отмечал Международный день учителя в течение 2-х дней – 5 и 6 октября. Мы нарушили нашу многолетнюю традицию проводить 5 октября большой праздник в Педагогическом университете и по приглашению руководства российских школ отмечали этот праздник в кругу россиян.
5 октября руководитель и активисты Русского центра посетили праздник в российской начальной школе при Генконсульстве России в Хошимине, а 6 октября группа вьетнамских преподавателей и студентов факультета русского языка Педагогического университета участвовала в торжестве в российской средней школе «Вьетсовпетро» в городе Вунгтау.
Праздник начался с поздравления всех российских учителей, работающих на юге Вьетнама, директором школы В. В. Бурдейным и руководителем Русского центра Н. Б. Золкиной. А затем был концерт: ученики разных классов читали стихи, пели песни, посвящённые любимым учителям и этой благородной профессии, разыгрывали сценки из школьной жизни.
Вьетнамские студенты привезли россиянам музыкальный подарок – вьетнамский национальный танец в красочных народных костюмах северного Вьетнама. Праздник снимала группа канала НТV вьетнамского телевидения.