Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Йос Стеллинг. Об одиночестве и смерти, то есть о жизни
23.11.2006
Йос Стеллинг (Jos Stelling) — звезда европейского кино. Он прославился после выхода картины «Стрелочник», которую впервые показали на Московском кинофестивале в 1987 году. А «Летучий голландец», снятые в 1995 году, назван в числе лучших фильмов за всю историю мирового кинематографа.
Йос Стеллинг похож только на самого себя, он один из серьезных философов, умеющий проникать в глубину человеческих эмоций. Картина «Душка», которая снимается в Восточной Европе, будет совместным продуктом голландских, украинских и российских продюсеров. Москву представляет руководитель телекомпании «Твинди» Евгений Гиндилис: «Сценарий существует уже несколько лет, — говорит Евгений Гиндилис. — Мы сразу же проявили к нему большой интерес. Начало съемок этой картины откладывалось в связи с тем, что европейская часть финансирования этой картина задерживалась. Но сейчас, к счастью, голландские наши партнеры собрали все необходимые средства, и в начале декабря съемки начнутся в Голландии. Весной будет сниматься уже наша часть картины, в Киеве. Йос прилетает в Москву для того, чтобы мы окончательно решили все вопросы с кастингом, потому что главную роль в этой картине будет играть русский актер».
Картина «Душка» — это вечная история взаимоотношений Востока и Запада. Это еще одна попытка через главных героев произведения понять друг друга в авторской интерпретации Йоса Стеллинга, считает Евгений Гиндилис: «Это история о поиске коммуникации. Это история о, с одной стороны, полном непонимании, о конфликте. А с другой стороны, это история о человеческих взаимоотношениях и о том, что Йос очень скептически смотрит на то, каким образом устроены человеческие взаимоотношения и жизнь в том месте, где он живет, и он пытается найти какие-то для себя ответы на ту ситуацию, в которой он находится, здесь, в России».
«На Западе каждый человек думает о завтрашнем дне. На Востоке люди живут сегодняшним днем, ведя ежедневную борьбу за существование. Я предпочитаю восточный образ мышления», — заявил в одном из своих интервью Йос Стеллинг. Герой его картины — Душка — так зовут русского парня, который приезжает в Западную Европу и пытается построить свою жизнь. Душка — человек без эго, только душа. Он ничего не умеет делать, лишь играет на пианино пьесу Мусоргского. Через систему противопоставлений — ночь и день, мужчина и женщина, прошлое и будущее, Восток и Запад — Йос Стеллинг пытается говорить об одиночестве и смерти, то есть о жизни.