Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Язык языку весть подаёт»: итоги семинара РОПРЯЛ в Башкирии
04.05.2017
28–29 апреля в Учалинском районе Республики Башкортостан состоялся семинар «Система оценки качества преподавания русского языка в школе: проблемы и перспективы». В мероприятии, организованном Российским обществом преподавателей русского языка и литературы при поддержке научного фонда Антонио Менегетти и фонда «Русский мир», приняли участие свыше 60 учителей русского языка общеобразовательных школ Башкирии.
Более 60 педагогов средних школ Башкирии приехали в центр гуманистической культуры «Диостан» Учалинского района Башкирии, чтобы познакомиться с современными подходами к оценке качества преподавания русского языка в условиях билингвизма и представить на суд профессионального сообщества собственные образовательные проекты. В работе мероприятия приняли участие учителя русского языка Учалинского, Белорецкого, Бурзянского, Давлекановского районов республики Башкортостан.
Научную программу мероприятия поддерживали члены делегации РОПРЯЛ – представители Московского педагогического государственного университета, Российского университета дружбы народов, Башкирского государственного университета, Федерального института педагогических измерений. От имени Российской академии образования в семинаре принимал участие вице-президент РАО, директор Института коррекционной педагогики Николай Николаевич Малофеев.
На семинаре обсуждалась необходимость дальнейшей разработки объективной системы оценки качества преподавания русского языка в школе, возможные подходы к государственной итоговой аттестации в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, вопросы повышения качества филологического образования в школе и вузе.
Отдельно затрагивались вопросы, связанные со спецификой работы учителя в поликультурной среде и другие актуальные проблемы преподавания русского языка в современных условиях.
Башкирия была одним из первых национальных регионов СССР, который ещё в 1950-е гг. приступил к созданию национально ориентированных учебников по русскому языку серии «Слово» – сначала для башкирских, а затем и для других тюркоязычных учащихся. Эта серия воплощала в себе социокультурный и лингвокультурологические принципы организации материала и показывала хорошие результаты. Большой вклад в составление учебников внесла заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, почётный работник высшего образования Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Лена Галеевна Саяхова.
Линейка учебников «Слово» для 5–9 классов входила в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях, однако затем была исключена из него. Многие участники семинара высказывались о необходимости переиздания этих востребованных учебников, т. к. тиражи, выпущенные в 2011 году, уже не соответствуют требованиям Рособрнадзора.
Профессор кафедры современного русского языкознания Башкирского государственного университета Кабир Закирьянович Закирьянов также констатировал наличие проблем, связанных с нехваткой национально ориентированных учебников в школах региона. «Наметилась тенденция к отказу от национальных учебников, что, на мой взгляд, недопустимо, – отметил профессор. – Как начинать обучение, если стартовые позиции у учащихся с различными родными языками совершенно разные?»
Яркой эмоциональной нотой в программе встречи стали презентации исследовательских работ, выполненных учащимися школ Башкирии. Педагоги, представившие на семинаре свои образовательные проекты, получили памятные подарки от РОПРЯЛ.
По итогам мероприятия готовится письмо с предложениями по оценке качества преподавания русского языка, которое будет направлено в Российскую академию образования, Минобрнауки и Рособрназдор.