Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Международная конференция «Когнитивная динамика языковых взаимодействий: теоретические и прикладные аспекты»
17.06.2010 - 20.06.2010
Место проведения: г. Иркутск Организатор: Байкальский государственный университет экономики и права. Институт языкознания РАН. Российская ассоциация лингвистов-когнитологов (Иркутское отделение)
- Концептуализация и категоризация языковых взаимодействий.
- Интеграционистский подход к языку и его значение для лингвистического образования.
- Распределенность языка и когниции: импликации для профессиональной деятельности.
- Семиотика языковых взаимодействий и виртуальность языковых структур: почему возможна коммуникация?
- Экологические подходы к языку: диалог как биосоциокультурная деятельность.
- Когнитивная динамика усвоения иностранного языка: альтернатива кодовой модели.