Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
XVII Международная научно-практическая конференция «Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития»
21.06.2007 - 23.06.2007
Место проведения: г. Минск (Беларусь) Организатор: Министерство здравоохранения Республики Беларусь, МАПРЯЛ, БООПРЯИ, Белорусский государственный медицинский университет
Конференция проводится в рамках «Дней русского языка в Республике Беларусь»
Проблематика конференции:
Современное состояние русистики и перспективы ее развития.
Описание современного русского языка в целях его преподавания иностранцам.
Традиции и новации в методике преподавания русского языка как иностранного.
Уровни языковой и коммуникативной компетенции как объект контроля. Тестирование как средство совершенствования учебного процесса.
Лингвокультурология и русская языковая личность.
Межкультурная коммуникация и русский язык.
Учебники, учебные пособия по русскому языку как иностранному и формирование вторичной языковой личности.
Информационные технологии и преподавание русского языка как иностранного.
Круглый стол «Функционирование русского языка в разных странах».
Адрес:
220116, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Дзержинского, 83, кафедра белорусского и русского языков.
Телефоны: (375–17 ) 272–51–94 (Белый Валерий Владимирович), 272-64-97 (Кожухова Наталья Егоровна)
Факс: (375–17 )277–16–10
E-mail: BukhavetsSK@bsmu.by