Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Проект дистанционного обучения русскому языку заинтересует жителей Китая – Третьяк
30.07.2015
Система открытого дистанционного образования Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина на китайском языке заинтересует в Китае как специалистов, так и учащихся. Об этом завила сегодня первый заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк на презентации системы в Российском культурном центре /РКЦ/ в Пекине.
“В России большой интерес к китайскому языку, аналогичная ситуация в отношение русского языка Китае. Многие школы в КНР изучают русский язык как иностранный, а в более чем 100 вузах – как специальность. Уверена, что проект дистанционного образования будет пользоваться интересом как со стороны китайских коллег, так и студентов”, – сказала она.
Во время презентации ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая рассказала, что на сегодняшний день количество зарегистрированных пользователей портала составляет почти 100 тыс человек, и число неуклонно продолжает расти. “Портал имеет локализованную китайскую версию. Каждый желающий имеет возможность учиться русскому языку как самостоятельно, так и под личным присмотром высококвалифицированных педагогов института”, – пояснила ректор.
Согласно данным министерства образования КНР, специальность “русский язык и литература” преподается в более чем ста вузах страны. Общее число студентов-русистов в Китае превышает 20 тыс человек, русский язык изучают до 60 тыс.