Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Библиотеке школы №18 г. Николаева Межрегиональной общественной организацией «Вече» было передано более 250 книг на русском языке. Помимо необходимой художественной литературы школа получила методические пособия, которые позволят оптимизировать и качественно улучшить процесс обучения на родном языке. Акция стала возможной благодаря совместным усилиям членов МОО «Вече» и представителей инициативной группы общественности г.Николаева.В условиях государственной политики, направленной на тотальную украинизацию, языковой блокады и целенаправленного вытеснения русской речи не только из образования, но и из повседневного общения, книги на родном языке стали необходимым условием сохранения системы русского школьного образования на территории Украины. Об этом в своих выступлениях на мероприятии по передаче книг говорили как представители системы школьного образования, так и депутаты, и родители учащихся.Директор и администрация школы №18, руководители и представители других образовательных и воспитательных учреждений г.Николаева, депутаты областного и городского Советов, представители родительских комитетов, общественных организаций города, инициативная группа и родители школьников.Мероприятие освещали съемочные группы государственной и муниципальной телерадиокомпаний, корреспонденты газет и интернет-изданий.Несколько заинтересованных лиц по различным причинам не смогли присутствовать на официальном мероприятии по передаче книг, но заочно выразили поддержку данной акции и готовность к активному участию в дальнейшей совместной деятельности в сфере поддержки школьного образования на русском языке.После официальной части состоялась неформальная беседа всех заинтересованных лиц «за чаем», где в теплой дружественной обстановке участники встречи уточняли свои интересы, позиции и планы на будущее.Кроме частичного обеспечения книгами библиотеки школы №18 перед обеими инициативными группами стояла основная задача по формированию методов и алгоритмов дальнейшей совместной работы, а также отработке взаимодействия. В итоге были намечены первоочередные цели и способы их реализации.еобходимо особо отметить четкую слаженную работу Принимающей Стороны. Инициативная группа николаевцев не только блестяще организовала прием книг и их передачу в школьную библиотеку, но и предоставила подробный отчет по результатам акции, в котором четко и системно изложено их понимание целей, задач и результатов данного мероприятия, а также следующие из него организационные выводы, направленные на планирование дальнейшего взаимодействия с МОО «Вече». Кроме того, все фото- и видеоматериалы предоставлены ими же и будут пополняться по мере их выхода.