Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Студенты-иностранцы участвуют в Фестивале русской речи
22.04.2010
V Фестиваль русской речи иностранных студентов вузов России стартовал 20 апреля в актовом зале Воронежского государственного университета, сообщает ИА «Воронеж-Медиа».
Первый проректор ВГУ Александр Ховив и директор Института международного образования ВГУ Владимир Родионов в своих выступлениях отметили значимость данного мероприятия, ставшего объединяющим праздником для всех, «кому дороги Россия, её язык и культура, праздником взаимопонимания и согласия».
Фестиваль открыло выступление команды Воронежской государственной лесотехнической академии. Студенты, используя в речи различные русские пословицы, провели презентацию своего города и вуза, поприветствовали участников и гостей мероприятия.
В фестивале принимают участие студенты 26 вузов Российской Федерации и зарубежных стран, где ведётся обучение на русском языке как иностранном. В их числе Нижегородский государственный педагогический университет, Волгоградский государственный технический университет, Уральский федеральный университет имени Ельцина, Московский государственный университет имени Ломоносова и другие.
Высокий уровень подготовки команд отметил заведующий кафедрой русского языка Языкового центра Университета Галле имени Мартина Лютера Галле-Виттенберг немецкого города Галле Александр Непряхин.
«Огромная подготовительная работа, проведённая организаторами, дала свои плоды: мероприятие никого не оставило равнодушным. Я приехал сюда специально для того, чтобы принять участие в фестивале в качестве зрителя и как член жюри, также я намерен взять с собой в Германию фотографии и видеоматериалы с этого мероприятия для того, чтобы показать их моим студентам. Это лучше один раз увидеть», – признался лингвист.
Первый день фестиваля завершился проведением стихотворно-прозаического и песенного конкурса и подведением итогов выступления команд в двух этапах. Участникам предстоит выполнить письменную работу с опорой на видеосюжет, выступить в стихотворно-прозаической части песенного конкурса, принять участие в ролевых играх и мультимедийном конкурсе «Русский язык в песнях».