Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Хлесткое словечко "proms" – на самом деле сокращение; в оригинале мероприятие называлось более чинно: "променад-концерты". Словосочетание отдает XIX веком, и не зря, потому что история одного из самых знаменитых европейских фестивалей уходит в конец позапрошлого века. "Променады" с самого начала были задуманы как мероприятие летнее, межсезонное. И потому, с одной стороны, менее чопорное, чем обычные формы музыкальной жизни поздневикторианского Лондона, а с другой – более расслабленное, без пяти минут курортное. Билеты были недорогими, публике разрешалось во время концерта есть, пить, даже, о ужас, курить, а самое главное – часть зала оставалась незаставленной стульями. В этой зоне и предлагалось совершать пресловутый "променад" под музыку.
Музыкальная программа поначалу была довольно пестрой – симфонические шедевры запросто могли соседствовать с популярными мотивами из опереток кого-нибудь вроде Гилберта и Салливана. Со временем от этого отошли, и Proms, свято блюдя первоначальную атмосферу некоторой непосредственности, все-таки приобрели более академичный формат. С 1920-х "променады" организует компания ВВС: созданный чуть позже оркестр знаменитой медиакомпании, соответственно, стал традиционным хедлайнером мероприятия, а само оно так и зовется теперь: BBC Proms. Во второй половине ХХ века фестиваль выдвинулся в важнейшие события европейского музыкального лета: знаменитых исполнителей, которые принимали участие в Proms, не перечесть.
Конечно, кушать или курить давно уже не положено. Но кое-что от исходной простоты нравов сохранилось. Местом "променадов" уже полвека служит Royal Albert Hall, на обычный концертный зал похожий мало. Вместо стандартной схемы "сцена-партер-амфитеатр" там концентрические ряды зрительских мест, а расположенная посредине сцена больше напоминает цирковую арену. При этом зона для променада сохраняется и тут, хотя на деле, конечно, в зоне этой публика никуда не прогуливается, а стоит себе стоймя.
Восемь недель с ежедневными концертами нынешних Proms (причем иногда дается больше одного концерта в день) предсказуемо посвящены двум юбилярам 2006 года – в первую очередь Моцарту, во вторую – Шостаковичу. Шостаковича меньше, и главным его интерпретатором, разумеется, выступит Валерий Гергиев во главе оркестра Мариинского театра. Зато Моцарта невероятно много, и в первую очередь речь идет о его инструментальной, симфонической и духовной музыке. Впрочем, ни Моцартом вместе с его современниками, ни Шостаковичем программа не исчерпывается – репертуар фестиваля по обыкновению простирается от XVI века до здравствующих композиторов. Конечно, основную часть выступающих составляют английские участники (можно назвать, например, дирижеров Джона Элиота Гардинера, Чарльза Маккераса, Роджера Норринтона). Но без интернациональных знаменитостей не обойдется и на сей раз – среди приглашенных скрипачи Джошуа Белл и Леонидас Кавакос, пианисты Элен Гримо, Андрас Шифф и Ланг Ланг, а в заключительном концерте для "променадной" публики споет Дмитрий Хворостовский.