Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Количество издательств, издающих школьные учебники, резко сократилось
23.08.2007
В результате ужесточения подхода к экспертизе учебников, которая теперь осуществляется специалистами Российской академии наук и Российской академии образования, количество издательств, выпускающих учебники, сократилось на две трети. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом сообщил на пресс-конференции в Москве 22 августа директор департамента государственной политики и нормативно-правового обеспечения в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ Исаак Калина.
По его мнению, это положительно сказалось на уровне компетентности нынешних издателей учебников. "Оставшиеся издательства имеют свои собственные очень грамотные редакции по предметам, имеют налаженные связи с методистами и со школами", - отметил он.
Как собщил Калина, в ближайшее время будет определен порядок отбора издательств, которые получат право издавать учебники, рекомендованные Министерством образования и науки. В то же время, подчеркнул он, это не означает, что все остальные издательства лишаются права издавать учебную литературу, которая также может использоваться в учебном процессе во внеурочное время. Это касается, в частности, сборников задач и учебных пособий наподобие "Занимательной алгебры" Якова Перельмана, которые не нуждаются в получении специального грифа Минобрнауки.