Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Неаполе желающих подготовили к тестированию по русскому языку
23.05.2017
15–16 мая 2017 г. в Русском центре Университета «Л’Ориентале» состоялось очередное тестирование по русскому языку как иностранному (ТРКИ). Экзамены принимала старший преподаватель Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) Л. Н. Некрасова.
Так как сдать эти экзамены без специальной подготовки достаточно трудно, по инициативе доцентов кафедры русского языка Университета «Л’Ориентале» Марина Ди Филиппо и Роберта Сальваторе решено было организовать в Русском центре бесплатные интенсивные курсы по подготовке к тестированию.
Как и в предыдущие годы, вели занятия доцент филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ольга Николаевна Короткова и доцент кафедры русского языка Томского государственного университета Т. Б. Банкова.
Занятия проходили ежедневно. Участники были разделены на 5 групп согласно уровню владения языком (уровни А1–С1). В группах работало от 3 до 15 человек. В ходе занятий у студентов развивались все основные языковые навыки (аудирование, устная речь, чтение и письмо).
В сессии участвовали 45 студентов из разных областей Южной Италии. Они прошли тестирование по всем уровням языковой компетенции – от А1 до С1.