Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Научная конференция «Поэтика и фоностилистика» (I Бриковские чтения), посвященная направлениям современных лингвистических исследований, существенное влияние на становление которых оказало научное творчество Осипа Максимовича Брика (1888 – 1945)
10.02.2010 - 12.02.2010
Место проведения: г. Москва Организатор: Московский государственный университет печати. Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН
- Художественный текст как звуковая последовательность.
- Методы анализа звуковой организации стиха и прозы.
- Формальная типология и функции звуковых повторов.
- Фактор структуры слога в синтагматике стиха.
- Звуковой параллелизм и функции метатезы.
- Рифма и аллитерация.
- Звуковая организация текста в свете морфологии.
- Звуковые повторы и редупликация.
- Роль подобозвучия в окказиональном словообразовании.
- Созвучия слов: парономазия, народная и поэтическая этимология, анаграмма.
- «Звуковые повторы»: версия О. Брика и ее интерпретация в современной филологии.
- Ритм и грамматика в художественном тексте.
- Ритмико-синтаксические клише и ритмико-синтаксические формулы в стихе, художественной прозе и публицистике.
- Ритмика и морфема.
- Части речи и ритмика стиха.
- Ритмика и синтаксис.
- Сочинительные и подчинительные связи в стихе и прозе.
- Поэтический перенос.
- Значение работы О.М.Брика «Ритм и синтаксис» для современной филологии.
- Идеи «производственного искусства» и речевые технологии современных СМИ.
- Эстетика в свете прагматики.
- Речевой прием как средство идеологического воздействия.
- Фоностилистика языковой игры.
- Вербальное и визуальное в дизайне и рекламе.
- Жизнь и творчество О.М. Брика как предмет историко-филологического и библиографического описания.
- О.Брик в ОПОЯЗе.
- Становление художественно-полиграфического производства и образования в Москве в 20-е гг. ХХ века: ИНХУК и ВХУТЕМАС.
- Брик как идеолог ЛЕФа.
- Брик – редактор и комментатор первого (прижизненного) собрания сочинений В. Маяковского.
- О перспективах издания сочинений О. Брика.
Рабочие языки конференции: русский, английский.
Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 6.
Тел.: (499)6075337, (910)4352410.
E-mail: brikconf@yandex.ru