Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
II Международная научная конференция «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования»
14.02.2008 - 16.02.2008
Место проведения: г. Москва (Россия) Организатор: филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с Институтом языкознания РАН URL: http://www.philol.msu.ru
Председатель оргкомитета: декан филологического факультета, зав. кафедрой русского языка д.ф.н., проф. М.Л. Ремнёва.
Предварительная программа конференции включает следующие темы.
Язык СМИ – важнейшее средство воздействия на общественное сознание.
СМИ и социализация индивида.
Психолингвистический/психосемантический аспекты изучения языка СМИ.
Контрастивный анализ языка массовой коммуникации.
Семиологический аспект языка массовой коммуникации.
Когнитивно-дискурсивный анализ текстов массовой коммуникации.
Интертекстуальность в системе СМИ.
Стилистические особенности языка СМИ.
Особенности языка конкретных текстов массовой коммуникации.
Язык Интернета.
Интерактивность в системе СМИ.
Современная политическая лингвистика.
Планируется работа круглых столов по ключевым проблемам современной науки, связанным с изучением языка СМИ.
Адрес оргкомитета:
119992, Москва, ГСП-2, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, I гуманитарный корпус, к. 1027.
Телефон: (495) 939–20–53.
Факс: (495) 939–55–96.
Е-mail: medium@philol.msu.ru.