Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Россия: страна и люди. Лингвострановедение: Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный"
Перевозникова А.К.
Пособие предназначено для иностранных студентов вузов среднего и продвинутого этапов обучения, учащихся лицеев, гимназий и колледжей с углублённым изучением русского языка и для всех, кто хочет лучше узнать Россию и русских.
Цель пособия – на интересном текстовом материале лингвострановедческого характера расширить и углубить знания о стране изучаемого языка. Методический аппарат предтекстовых и послетекстовых заданий позволяет закрепить и активизировать лексико-грамматические единицы урока.
Пособие состоит из 6 разделов. Каждый из разделов можно изучать самостоятельно, вне связи с другими разделами. Пособие рассчитано на 60–80 часов аудиторного времени.
Новизна пособия заключается в нацеленности обучения на диалог культур.
Место издания: Москва Издательство: Русский язык. Курсы Год издания: 2006 ISBN: 5–88337–094–2