Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Известно, что метасмысл (подразумеваемая, словесно не выраженная информация) вписан во все речевые эпизоды, в том числе в эпизоды, содержащие иносказания. В данной статье мы стремились показать, как выявить прагматическую функцию уклончивых ответов, т.е. каким образом с помощью определенных экспланаторных практик можно выявить тот или иной вид мета-смысла уклончивости.
It is known that metameaning, in other words implicit and unspoken information, integrates in our speech events, including speech events in indirect communication. The article deals with specific explanatory techniques which can help to elicit metameaning of evasive answers. It is considered that the results can be used to devise system of exercises aimed at identifying and understanding metameaning of evasion tactic.