Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: Шекспир, Гамлет, русская литература, культурные связи
В статье рассматриваются литературно-художественная, критическая, театральная, а также киноинтерпретации образа Гамлета, созданного В. Шекспиром еще в XVI в. и оказавшего заметное влияние на русскую культуру. В качестве примеров автор приводит факты из биографии родных М.Ю. Лермонтова, критических работ В.Г. Белинского и И.С. Тургенева, творчества Б.Л. Пастернака и театральной деятельности режиссера Ю.П. Любимова.
E.M. Afanaseva
TO BE OR NOT TO BE: ON THE QUESTION OF OVERCOMING THE ONTOLOGICAL IMPASSE IN HAMLET PLOTS OF 19TH–20TH CENTURIES
Shakespeare, Hamlet, Russian literature, cultural relations.
The article deals with literary-artistic, critical, theatrical and movie interpretations of Hamlet´s image, which was created by Shakespeare in the 16th century and had a great influence on Russian culture. As examples, the author presents the facts from M.Yu. Lermontov´s biography, critical works by V.G. Belinsky and I.S. Turgenev, B.L. Pasternak´s creativity and theatrical activities of a director Yu.P. Lyubimov.