Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"iOS в обучении русскому языку и литературе. Краткий обзор бесплатных приложений App Store по русскому языку и литературе, РКИ и русскому языку как второму родному"
Ключевые слова: app, App Store, Apple, iOS, приложения, русская литература, русский язык, РКИ, ТСО
Приложения для изучения и контроля усвоения того или иного учебного предмета относятся к дидактической составляющей ТСО. Наряду с инновационными методами обучения, так же как и электронные учебные комплексы и специализированные веб-сайты, приложения могут использоваться преподавателем/учащимся на уроках РКИ, русского языка как родного и литературы для повышениякачества обучения, вовлеченности учащегося в учебный процесс и увеличения занимательности предмета. Кроме того, приложения (например, обучающие игры) могут использоваться родителями детей, для которых русский язык является родным или вторым родным. В настоящей статье представлен обзор 20 бесплатных обучающих приложений для iOS из App Store, которые можно использовать на уроке, в качестве дополнительных учебных материалов или для самостоятельных занятий.
D.S. Kuzmin
iOS FOR TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE. A BRIEF REVIEW OF FREE APPS FOR TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AND RUSSIAN AS A SECOND MOTHER TONGUE
App, App Store, Apple, iOS, applications, Russian literature, Russian language, Russian as a foreign language, technical teaching aids.
Apps for learning and control how the study subject is mastered belong to the didactic component of the technical teaching aids. Along with innovative methods of teaching, together with electronic study complexes and specialized websites, the apps can be used by a teacher or a student in the class of Russian language (as a mother tongue or as a foreign language) and literature to raise the quality of studies, to involve students into the study process and to improve the intertainment factor of the subject. Also parents of children who learn Russian as a mother tongue or as a second mother tongue can use the apps (e. g. learning games) in their teaching process. This brief overview considers altogether 20 free iOS apps from the App Store in four categories (interactive study books, self-study materials, trainers/tutors, training game programs) that is possible to integrate into a lesson, to use as facultative study materials or for self-training.