Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье обобщается опыт проведения олимпиад по РКИ и приводятся разработки заданий и упражнений, ориентированных на проверку сформированности различного рода коммуникативных компетенций. Предлагаемые задания могут быть использованы в качестве фрагментов аудиторной и самостоятельной работы по РКИ. Помимо упражнений, носящих формализованный характер, в статье представлены задания, имеющие творческую направленность и в то же время расширяющие кругозор студента, побуждающие его к поиску нестандартных решений.
E.V. Tumakova, Y.P. Polukhina
OLYMPIAD TASKS ON RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Communicative competence, vocabulary, grammar, listening, cultural linguistics.
The article summarizes the experience of Russian as a foreign language competitions (olympiads), where developments of tasks and exercises aimed at testing of different kinds of communicative competences formation are given. Suggested tasks can be used as well as fragments of both in-class and independent work on Russian as a foreign language. In addition to formalized exercises, the article offers creative tasks, broadening students´ range of vision and encouraging them to dig for non-standard solutions.