Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, мотивация в обучении языку, лингвострановедческая олимпиада, тесты закрытого типа, тесты открытого типа, эссе
В статье рассматриваются различные способы усиления мотивации к изучению РКИ. Особое внимание уделяется конкурсным заданиям и формам работы с ними. Даются примеры олимпиадных тестов закрытого и открытого типов для различных уровней владения языком (от элементарного до IV сертификационного). В конце статьи приводится список формулировок заданий для написания эссе. Использование нестандартных упражнений в рамках обучения РКИ способствует не только повышению мотивации, но и развитию общелингвистических способностей учащихся, обогащению их знаний о русской культуре.
K.A. Demenevà
COMPETITIVE TASKS AS A STIMULATING FACTOR IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Russian as a foreign language, motivation in the process of language learning, contest in language and regional specificity, closed tests, open tests, essay.
In the article the various ways of motivation enforcement in studying Russian as a foreign language are considered. Special attention is given to the contest tasks and the forms of work with them. There are the examples of the closed and open contest tasks for the different language levels (from Basics to Professional). A list of the essay writing tasks is placed in the end of the article. Using non-typical tasks in the framework of teaching Russian as a foreign language not only promotes the motivation, but develops the general linguistic skills of the students, enriches their knowledge of Russian culture.