Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: игра, метод обучения, РКИ, анкетирование
Статья посвящена вопросу о месте игры как обучающего метода в практике преподавания РКИ. Автор анализирует результаты проведенного анкетирования преподавателей РКИ и других иностранных языков. Полученные данные показывают положительное отношение к игровому методу со стороны преподавателей. В то же время устанавливаются недостаточное его присутствие в практике и нехватка игровых заданий в учебных комплексах. Позиция автора состоит в том, что метод игры нужно использовать активно на всех этапах иноязычного обучения в сочетании с другими обучающими методами.
I.L. Birova
GAME AS A METHOD IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (INVESTIGATION RESULTS)
Game, teaching method, Russian as a foreign (second) language, investigation.
This article is dedicated to the game as a method in teaching Russian as a foreign language. The author analyses results of her investigation with teachers of Russian and another foreign languages. Bulgarian Russian language teachers are a predominant part of investigated people but the opinion of teachers from Russia, Great Britain, Czech Republic, Slovakia, Serbia are presented as well. The results demonstrate that there is a strong positive relation to the game method from all the teachers. But at the same time the results have determined an insufficient use in teaching practice and a deficit of playful exercises in the textbooks. The author´s position is the following: game method has to be actively used at any stages of foreign language teaching in combination with another teaching methods.