Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: мотивация, внешняя/внутренняя мотивация, возможности расширения сфер мотивации на разных стадиях овладения русским языком
Статья рассматривает специфику мотивации при обучении иностранным языкам. Мотивация, с одной стороны, обеспечивает общий интерес к учебной деятельности, с другой – активизирует запоминание языковых единиц и создает стимулы для возникновения и развития в нужном направлении собственной речи учащихся.
L.L. Vokhmina, E.V. Nechayeva
MOTIVATION CONCEPT IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (THEORY AND PRACTICE)
The motivation: internal / external motivation, possibilities of extension of motivation at different stages of mastering the Russian language.
The article deals with the specifics of motivation in teaching foreign languages, which on the one hand, provides a common interest in learning activities, on the other hand, activates the memorization of language units and creates incentives for the development of the students speech.