Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В данной статье описаны и рассмотрены основные моменты творческой деятельности А.А. Акишиной через призму писем, пришедших со всего света к ее юбилею. Письма также интересны с точки зрения их словесного мастерства и грамотности, к которым, безусловно, были приложены старания Учителя.
T.V. Annushkina
“A RUSSIAN WOMAN HAS THE STRENGTH TO DO EVERYTHING!..”
ON THE OCCASION OF ALLA ALEKSANDROVNA AKISHINA´S ANNIVERSARY
Methods of communication, intensive teaching, methods of interaction, instruction of bilingual children, the congratulatory speech.
In this paper the key features of A.A. Akishina’s creative work are described and considered through the prism of letters from all over the world, received on the occasion of her anniversary celebrations. The letters further command interest due to their rhetorical skill and literacy, to which the efforts of the Teacher doubtlessly contributed.