Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Роман-игра, комплекс лексико-грамматических тем, лингвокультурологический материал, воспитательное значение.
Статья является рецензией на учебник Москалевой Л., Шахматовой Т., Ам А. «Vojage en Russe» («Вояж по-русски»), вышедший в издательстве «Златоуст» в 2014 г. В статье анализируются структура, содержательная база, методические подходы, предлагаемые авторами учебника, дается оценка авторского труда. Отдельно отмечается оригинальность авторской концепции создания учебника как путешествия по России, участники которого незаметно для самих себя погружаются в увлекательный процесс постижения такого уникального явления, как русский язык.
Т.А. Burtseva
PROPRIETARY TECHNOLOGY OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: GAME-NOVEL FORM VOJAGE EN RUSSE (VOYAGE IN RUSSIAN) MOSKALEVA L., SHAKHMATOVA T., AM A.
The novel game, a complex of lexical and grammatical order, lingvocultural material, educational value.
This article is a review of Moskalyova L., Shakhmatova T., Am A. «Vojage en Russe» textbook, which was published in publishing house Zlatoust in 2014. In the article the structure, content database, the methodological approaches proposed by the authors of the textbook are analyzed and the authors´ work is assessed. The author´s original concept of a textbook as a trip to Russia is presented as well.