Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Изучение русского языка как иностранного в Грузии, Молдове, Армении, на Украине, Международная языковая школа «НоваМова», методика преподавания РКИ, комплексное и аспектное обучение, программы погружения, перевод и конфликтология, внеаудиторная работа.
В статье рассматриваются вопросы организации учебного процесса и методики преподавания русского языка как иностранного в Международной языковой школе «НоваМова» на Украине, а также в ее филиалах в Грузии, Молдове и Армении. Описывается комплексное обучение русскому языку иностранцев, освещаются программы полного погружения, специального курса для переводчиков, опыт внедрения программы по конфликтологии.
LEARNING RUSSIAN IN «NOVAMOVA» INTERNATIONAL LANGUAGE SCHOOL
Learning Russian as a second language in Ukraine, Georgia, Moldova, and Armenia, «NovaMova» International Language School, methodology of teaching Russian as a second language, complex and aspect teaching, programs for immersion, consecutive interpretation, and resolving conflicts, extracurricular activities.
The article examines issues of school organization and teaching Russian as a second language in the “NovaMova” International Language School in Kiev, Ukraine, the branches of which are located in Georgia, Moldova, and Armenia. Complex teaching of Russian to foreigners, programs for immersion, consecutive interpretation, and extracurricular activities, as well as piloting a resolving conflicts program are considered in the article.