Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В данном обзоре проводится анализ заседаний МАПРЯЛ в рамках направления «Методика преподавания русского языка как иностранного, родного, неродного». Рассматриваются основные вопросы и темы выступлений, отмечаются наиболее интересные моменты и доклады. Подчеркивается, что наряду с известными методистами свои доклады представляли и начинающие исследователи, молодые преподаватели и аспиранты, а также то, что у всех участников конгресса была уникальная возможность познакомиться с новыми коллегами и возобновить старые связи, узнать о современных методических решениях, обсудить профессиональные проблемы, получить импульс для реализации новых идей.