Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русский язык как иностранный, русский язык в Ираке, преподавание русского языка за рубежом.
Статья посвящена проблеме преподавания русского языка в Ираке с позиции исторического и методического аспектов. Автором выделены основные факторы, предопределившие функционирование русского языка в Ираке, систематизированы и охарактеризованы основные периоды распространения русского языка. Проанализировано текущее состояние преподавания РКИ в иракских учебных заведениях, выделены проблемы, с которыми преподаватели и студенты сталкиваются в настоящее время, и перспективы их решения.
Chiad Imad Salman Chiad
HISTORY OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING IN IRAQ
Russian as a foreign language, Russian language in Iraq, teaching Russian language abroad.
The article is devoted to a problem of teaching Russian language in Iraq from a position of historical and methodical aspects. The author allocated the major factors which predetermined functioning of Russian language in the Republic of Iraq, systematized and characterized the main periods of its distribution. There are also analyzed the current state of teaching Russian as a foreign language in the Iraqi educational institutions, problems which teachers and students face now and prospects of their resolving.