Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Педагогический театр, речевой этикет, аудиовизуальные средства обучения, русский язык как иностранный.
Данная статья посвящена анализу роли театра в формировании коммуникативных способностей студентов на примере изучения русских речевых клише в ситуациях приветствия, обращения и прощания в иранской аудитории. Представлен статистический анализ результатов, полученных в ходе анкетирования иранских студентов, изучающих русский язык на IV курсе иранских вузов, до и после проведения педагогического спектакля. Авторы делают вывод о заметном повышении уровня знаний студентов по различным языковым аспектам (речевой этикет, новые слова, грамматические правила).
Abtin Golkar, Hadi Baharloo, Yahya Shariati
EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL THEATRE IN TEACHING RUSSIAN SPEECH ETIQUETTE TO IRANIAN STUDENTS
Pedagogical theater, speech etiquette, audio-visual aids in teaching, Russian as a foreign language.
This article analyzes the theater role in students´ communicative abilities formation on an example of studying Russian speech cliché in situations of greetings and farewells in handling the Iranian audience. It presents a statistical analysis of the results obtained during the questioning of Iranian students studying Russian at the 4th course of Iranian universities before and after the pedagogical performance. The authors conclude that it marks increase in students´ knowledge level on the various aspects of language (speech etiquette, vocabulary, grammar rules).