Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Образ «маленького человека», главный герой, русская литература, Татьяна Толстая.
В статье анализируются способы создания образа главного героя в рассказе Т. Толстой «Петерс». Отмечается, что, создавая психологически емкий образ героя, Т. Толстая использует различные средства, прибегая к приемам интертекстуальности, описаниям взаимоотношений человека и окружающего мира, цветовой символике, столкновению иллюзии и реальности, антитезам, контрастивным сравнениям, мотивным оппозициям света и тьмы, жизни и духовного сна. Мысль о драматическом
разрыве мечты и действительности и о несчастье «маленького человека» рассматривается как основная проблемa в данном рассказе.
Leila Chigdem Dalkilic
MEANS OF MAIN HERO IMAGE CREATION IN THE STORY PETERS BY T. TOLSTAYA
Image of “small person”, main hero, Russian literature, Tatyana Tolstaya.
Means of main hero image creation in by T. Tolstaya´s story Peters are analyzed in the article. It is underlined that while creating psychologically concise image of the hero, T. Tolstaya uses different means, such as intertextuality, description of the relation between the human being and outside world, color symbolism, collision of the illusion and reality, antithesis, contrastive comparisons, thematic opposition of light and darkness, life and spiritual dream. The thought about dramatic dream and reality break and unhappiness of “small person” are the main problems in T. Tolstaya´s story.