Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Рецензия посвящена первому изданию учебника «История русской литературы XVIII–XXI вв.» (Братислава, Словакия), в том числе рассматриваемым словацкими русистами методологическим подходам к системному изложению художественных процессов на широком историческом фоне, репрезентативности приводимых литературных фактов и персоналий c учетом принципов культурно ориентированного преподавания и т.д.
История русской литературы, словацкая русистика, рецепция русской литературы в мире, культуродидактика, преподавание русской литературы за рубежом.
T.V. Korenkova
RUSSIAN LITERATURE OF 18TH–21ST CENTURIES
History of Russian literature, Russian studies in Slovakia, reception of Russian literature in the world, cultural didactic studies, teaching of Russian literature abroad.
The review is devoted to the first edition of the textbook “History of Russian literature 18th–21st centuries” (Bratislava, Slovakia), includs the proposed methodological approaches to the systematic exposition of the art processes on the wide historical background, representativeness of literary facts and personalities taking into account the principles of culturally responsive teaching, etc.