Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Важнейшей задачей современного образования является формирование активного и восприимчивого читателя. В методических целях необходимо установить лингволитературоведческие основы учебной работы, направленной на реализацию этой задачи, выявить механизмы, специфику и пути формирования читателя в контексте нашего времени. Данная система учебной работы продемонстрирована на материале разработанного автором учебного пособия «Армения глазами русских литераторов» (СПб., 2013).
THE MODERN READER´S FORMATION AS AN IMPORTANT STUDY AIM
Education, reader, integrated approach, manual.
The active and sensitive reader´s formation is the most important object of the modern education process. It is important to elucidate linguoliterary base of the study work for realization this object and also find out instruments, specificity and methods of the modern reader´s formation in the context of our time. This system of study work is demonstrated in the integrated manual “Armenia in perception of Russian writers” (SPb, 2013) published by the author.