Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматриваются различные формы внеаудиторной работы с китайскими студентами в рамках обучения РКИ, приводится классификация видов внеаудиторной работы, дается анализ проведенных мероприятий, выявление их роли в процессе обучения языку.
Русский язык как иностранный, внеаудиторная работа, воспитательная работа, методика преподавания русского языка.
O.A. Voronina
FEATURES OF OUT-OF-CLASS WORK IN THE COURSE OF TRAINING IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (ON THE EXAMPLE OF MUDANTSZYAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY)
Russian as foreign language, out-of-class work, educational work, technique of teaching Russian.
In article various forms of out-of-class work with the Chinese students within training in Russian as a foreign language course are considered, classification of out-of-class work types is given, as well as the analysis of the held events, identification of their role in the course of training in language.