Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья посвящена решению проблемы жанровой идентификации эссе и составлению типологии его вариантов. Поскольку эссе является одним из наиболее популярных жанров, существующих в художественной, художественно-публицистической, публицистической и научно-публицистической сферах, оно может принимать различную форму – от статьи до стихотворения – и быть проводником бессчетного количества тем. В связи с этим типологии эссе, построенные только на тематической, формальной или стилистической основе, не могут охватить весь спектр вариантов. Необходим комплексный подход к анализу жанра, который бы учитывал концептуальные структуры, положенные в основание авторской рефлексии. Для выполнения этой задачи автор обращается к когнитивной лингвистике.
NATIONAL SPECIFICITY OF RUSSIAN ESSAY
Genre, essay, the concept, gestalt, frame, script, typology.
The article focuses on the problem of genre identification and building typology of the genre. Essay is one of the most popular genres that exist in artistic, journalistic, scientific fields; it can take various forms – from an article to a poem and it can be a guide to countless topics. In this regard, the typology of essays on thematic, formal or stylistic basis cannot capture the full range of options. Now it is necessary to develop a comprehensive approach to the analysis of genre, which would include consideration of conceptual structures based on the author´s reflection. To accomplish this task, the author refers to the linguistic and cognitive linguistic characteristics of the genre.