Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Художественные фильмы – материал, широко представленный в обучении русскому языку как иностранному. В статье предлагаются методические рекомендации по использованию современных художественных фильмов в рамках практического языкового курса для обучения русскому речевому общению. Автор представляет образец урока по практике речи и обучению пониманию звучащих аутентичных текстов, созданный на материале современного художественного фильма «Мы из будущего».
Методика РКИ, интерактивные технологии, русский язык как иностранный, использование художественных фильмов в языковом учебном процессе.
T.N. Dyachenko
“WE ARE FROM THE FUTURE” ON THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (USING FEATURE FILMS IN THE LANGUAGE LEARNING PROCESS)
Methods of teaching Russian as a foreign language, interactive technologies, Russian as a foreign language, using feature films in the language learning process.
Feature films are educational materials, widely used in teaching Russian as a foreign language. The article suggests using feature films as a training course for improving communicative skills. The author proposes a sample of lesson for training of listening and understanding of authentic texts created on the base of modern feature film “We are from the future”.