Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Анализируя состояние преподавания РКИ на современном этапе, автор приходит к выводу, что имеющаяся методика не удовлетворяет современным требованиям в изменившихся условиях изучения русского языка в Европе. Новые задачи ставит перед методикой РКИ преподавание русского языка как второго или третьего иностранного и детям российских соотечественников за рубежом. Требует реформы и подготовка всех специалистов по РКИ.
Статус русского языка, русский язык в качестве второго или третьего иностранного, преподавание русского языка детям соотечественников за рубежом, тезаурус специальности, подготовка учителя РКИ, задачи методики РКИ.
A.L. Berditchevski
METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN XXI CENTURY: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
Communicative methods, problems of modern methods, teaching Russian as a second or third language and for the children of compatriots abroad.
The article deals with the problems of modern methods of teaching Russian as a foreign
language. Analyzing the state of teaching Russian as a foreign language on the modern stage the author concludes that the methods do not satisfy the modern demands of studying Russian in the changed conditions of Europe. Teaching Russian as a second or third language and for the children of compatriots abroad invokes new problems within methods of teaching Russian as a foreign language.