Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рецензируется учебное пособие А.М. Куцеревой-Жаме, Мицуси Китадзё «Встречи», представляющее собой коммуникативный курс по развитию речи, в основу которого положен принцип модульности. Этот принцип позволят изучать темы в любом порядке и легко может быть адаптирован под любую программу обучения. Пособие предназначено для работы в открытых группах, а также в любой группе учащихся, освоивших элементарный уровень общего владения РКИ. Богатый иллюстративный материал и колоритные персонажи, от лица которых проводятся уроки, призваны зарядить учащихся положительной энергией для активной работы на занятиях.
Принцип модульности, коммуникативная направленность, принцип избыточности материала, молодежная тематика.
N.B. Bitehtina
KUCEREVA-ZHAME A.M., KITADZJO M. “MEETINGS” Principle of modularity, communicative skills, material redundancy, youth topics.
This article is devoted to the communicative course of the Russian language “Meetings” by A.M. Kucereva-Zhame, M. Kitadzjo, which is based on the principle of modularity. This principle allows studying themes in any order. Course can be easily adapted to any curriculum. The course is designed for open groups and any group of students at A2 level of Russian as a foreign language. Extensive visual material and vivid characters, who guide students through the course, charge them with the positive energy for active work on lessons.