Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
12 февраля 2015 г. в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина состоялись Международные научные чтения «Русский язык и методика преподавания РКИ: прошлое, настоящее, грядущее», посвященные 85-летнему юбилею академика РАО, президента Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина Виталия Григорьевича Костомарова. Личность юбиляра, его научные труды, педагогические и дружеские контакты привлекли в этот день более 160 коллег-русистов из самых разных стран и уголков России, не считая многочисленных гостей из столичных вузов и общественных учреждений.