Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаемая лингвометодическая модель обучения речевому общению на русском языке разработана на материале темы «Русские праздники». В основе модели лежит концепция обучения иностранному языку как средству межкультурного общения. Учебные материалы, знакомя иностранных учащихся с жизнью, культурой, традициями русского народа, помогают им не только пассивно воспринимать культурологическую информацию, но и становиться активными участниками межкультурной коммуникации.
Лингвокультурологический аспект в обучении, коммуникативно-интерактивные технологии обучения, праздники в России.
R.M. Teremova, V.L. Gavrilova
HOLIDAYS ARE SO DIFFERENT. LINGUOCULTURAL APPROACH IN RUSSIAN LANGUAGE TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS
Linguocultural aspect in teaching, communicative and interactive teaching technologies, holidays in Russia.
The proposed lingvomethodical culturology-oriented model of conversational Russian language training for foreign students was developed on the material of the topic «Russian holidays». The model is based on methodological concept of learning a foreign language as means of intercultural communication. Training materials, introducing foreigners to the life, culture and traditions of Russian people help the students to not only passively accept culture information, but also to become active participants of intercultural communication. This is greatly facilitated by the use of the principle of interactivity, enabling the implementation of creative cognitive activity orientation along with constantly renewed motivation in learning Russian.