Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Русский язык как иностранный: опыт исторического обзора Трушина Л.Б. Русский язык как иностранный в специальных целях: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. В.Г. Костомарова. М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2014. – 104 с."
В статье анализируется книга Л.Б. Трушиной «Русский язык как иностранный в специальных целях: прошлое, настоящее, будущее», в которой рассказывается об истории становления методики преподавания РКИ как науки и о роли Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина в этом процессе.
Русский язык как иностранный, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, история, традиции, современность.
A.N. Shchukin
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE : A HISTORICAL REVIEW
Russian as a foreign language, Pushkin State Russian Language Institute, history, tradition, modernity.
The article analyzes the book by L.B. Trushina “Russian as a foreign language for special purposes: Past, Present and Future”, which tells about the history of Russian as a foreign language teaching methods development and the role of Pushkin State Russian Language Institute in this process.