Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье исследуется специфика формирования образа Крыма в русской литературе XIX в. на материале произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. В работе учитывается комплекс историко-культурных и теоретико-литературных факторов, повлиявших на мировоззрение и эстетические принципы авторов.
Крым, литература, романтизм, реализм, двоемирие.
I.S. Leonov, V.P. Mashenkin
СRIMEA IN A.S. PUSH KIN, L.N. TOLSTOY, A.P. CHEKHOV WORKS
Crimea, literature, Romanticism, Realism, dvoemirie (double-worldness).
This paper investigates the specifics of the image formation of the Crimea in the Russian literature of the 19th century on the base of works of A.S. Pushkin, L.N. Tolstoy and A.P. Chekhov. The paper takes into account the complex of historical, cultural and theory of literary factors that influenced the outlook and aesthetic principles of the authors.