Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Сегодня изучение русского языка среди взрослых в Европе приобретает все большую популярность. За последние годы во многих европейских городах появились курсы русского языка, учащиеся которых посещают их по разным причинам: профессиональным или личным. В связи с этим подготовка преподавателей РКИ и повышение их квалификации в соответствии с новыми требованиями заслуживают особого внимания. Особо оговаривается, что в последнее время в Европе появляются инновационные проекты по инициативе преподавателей и руководителей курсов, которые также решают назревшие проблемы.
Русский язык как иностранный, активная педагогика, обучение взрослых, европейский проект.
I.V. Zhukovskiy, A.I. Zhukovskaya
INFORMAL ADULT EDUCATION : EXPERIENCE IN EUROPEAN PROJECTS
Russian as a foreign language, active pedagogy, adult learning, European projects.
Learning of the Russian language by adults in Europe becomes increasingly popular. Over the last few years, Russian language courses can be found in many European cities. Students attend these courses for various reasons : professional or personal. In this regard, training of trainers of Russian as a foreign language and improving their skills in accordance with the new requirements need special attention. In Europe there are also innovative projects initiated by teachers and course leaders aimed at coping with urgent challenges.