Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Виктор Астафьев – большой мастер слова и гуманист, питающий доброжелательные чувства к китайскому народу, любящий и ценящий его культуру. В его творчестве, особенно в его художественных произведениях, определенное место занимает тема китайцев в Сибири. Он изображает уникальный микромир китайцев, с одной стороны, сохранивших свои этические и этнические традиции, а с другой – органично вписавшихся в местную сибирскую жизнь.
Виктор Астафьев, образ Китая, тема китайцев в Сибири.
Yang Zheng
IMAGE OF CHINA AND THE CHINESE IN THE WORKS OF V.P. ASTAFIEV
Vicotr Astafiev, image of China, the theme of the Chinese in Siberia.
Viktor Astafiev is a great master of word and humanist. He had friendly feelings towards Chinese people, loved and valued Chineese culture. In his works, especially in his fictional works, he set the theme of Chinese in Siberia. He depicted a unique microcosm of the Chinese, on the one hand, has preserved their ethical and ethnic traditions, and on the other organically blended with the local Siberian life.