Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Всегреческая ассоциация преподавателей русского языка и литературы (ВАПРЯЛ) в рамках курсов повышения квалификации преподавателей РКИ провела в декабре 2013 г. в г. Салоники международный научно-методический семинар для преподавателей Северной Греции. Семинар явился значимым итогом первого десятилетия деятельности ВАПРЯЛ, плодотворно работающей в области сохранения и пропаганды русского языка и культуры и объединяющей преподавателей-русистов Греции. Семинар проводился на базе учебного центра – школы по преподаванию русского языка как иностранного «Русское слово» и был посвящен проблемам фонетики и грамматики русского языка в лингводидактическом аспекте.