Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Гончар И.А. Послушайте!: Учебное пособие по аудированию для иностранных учащихся, изучающих русский язык. Вып. 1. Элементарный уровень (А1): Общее владение РКИ. – СПб.: Златоуст, 2013. – 111с."
Публикация посвящена рецензированию комплекса учебных пособий нового типа, предназначенных для обучения аудированию иностранных учащихся разных уровней общего владения РКИ (А1–В1 в европейской системе координат). Особо подчеркивается научно-методическая значимость предложенной автором и успешно реализованной в пособиях стадиальной модели работы со звучащими аутентичными текстами (видеосюжетами). В качестве несомненного достоинства комплекса отмечается возможность использования входящих в него учебных пособий с разными методическими целями: как основы для проведения самостоятельного, системно организованного курса обучения аудированию, как дополнительного учебного материала в рамках того или иного тематико-ситуативного фрагмента, как эффективного средства формирования поликультурной языковой личности инофона и др.
Комплекс учебных пособий нового типа, стадиальная модель обучения аудированию, аутентичный звучащий текст, типы и жанры аудиотекстов, взаимосвязанное обучение разным видам речевой деятельности, поликультурная языковая личность ино фона.
L.P. Klobukova
GONCHAR I.A. “LETS LISTEN!”: LISTENING COURSE OF THE RUSSIAN LANGUAGE FOR FOREIGNERS
The textbook complex of a new type; step-by-step model to teach listening; authentic audio text; types and genres of audio texts; interrelated teaching of different skills; polycultural language personality of a non-native speaker.
The following article is a review of a listening textbook complex of a new type. These three books are addressed to the foreign students on various language levels (A1, A2, B1 in Common European Framework of Reference for Languages). The author suggests a step-by-step model to work with authentic audio texts. Scientific and methodological significance of this model is emphasized here. The advantage of the complex is the possibility to use it for achieving different goals: as a basis for a separate systematically organized listening course; as supplementary material for related topics; as an effective tool for building polycultural language personality of a non-native speaker, etc.